В облака над ОАЭ запустят дроны для стимуляции дождя электричеством

Годовая норма осадков в Объединенных Арабских Эмиратах — около 100 миллиметров. Такого количества выпадающей на землю атмосферной влаги катастрофически не хватает для функционирования местного сельского хозяйства. Да и запасы пресной воды не бесконечные. Людям нужно пить, растительность необходимо поливать, в том числе высаженные повсеместно деревья. Поэтому правительство ОАЭ предпринимает различные меры по добыче жизненно необходимой влаги любыми доступными способами. Помимо развития инфраструктуры по опреснению воды, существенные инвестиции вкладывают в проекты по управлению погодой. Традиционные способы — вроде засева облаков сухим льдом (твердый углекислый газ) и йодидом серебра — позволяют повысить уровень осадков на 30 процентов. Это много, и с каждым годом количество вылетов специализированных самолетов только увеличивается, но все равно недостаточно. Да и побочные эффекты от распыления этих химикатов, несмотря на богатую историю их применения, до сих пор до конца не изучены. Beechcraft King Air B100 с метеопатронами для засева облаков за крылом / ©Masala Поэтому еще в 2017 году правительство ОАЭ выделило 15 миллионов долларов девяти перспективным проектам по увеличению количества дождевых осадков. Один из них воплощают в жизнь ученые из Редингского университета (University of Reading, Англия). Технология, предлагаемая британскими специалистами, подразумевает ионизацию водяного пара в атмосфере. Под действием маломощных электрических зарядов молекулы воды должны объединяться в капли и выпадать дождем. Как сообщает издание Arab News, в ближайшее время технологию опробуют в Дубае. Ученые отмечают, что, несмотря на многообещающие результаты моделирования, успех эксперимента неочевиден. Но если эффект от работы дронов окажется заметным, то сравнительно скромные инвестиции в размере 1,4 миллиона долларов окупятся очень быстро. Полет одного самолета для засева облаков стоит несколько тысяч долларов, а летный час беспилотника — существенно дешевле. Тем более что для процесса не требуются какие-либо расходные материалы вроде химикатов и топлива — только электроэнергия. Первые полеты дронов для электростимуляции облаков запланированы на конец марта / ©University of Reading Идея использовать электричество для управления погодой прорабатывается в разных частях света уже несколько десятилетий. Вполне успешные эксперименты по стимулированию дождя наземными ионизирующими установками предпринимали в Китае в 2008 году. Механизм их работы и пути усовершенствования описаны в научной статье, опубликованной прошлым летом в рецензируемом онлайн-журнале MDPI. Наземные ионизаторы несколько иной конструкции, как писал еще в 2014 году сайт ClimateViewer News, уже испытывали в ОАЭ.
Научно-исследовательская программа ОАЭ по стимулированию атмосферных осадков (UAEREP) стартовала в 2015 году. Ее предшественником был успешный национальный проект по засеву облаков, в котором участвовали Национальный центр исследования атмосферы США (NCAR), Витватерсрандский университет (Witwatersrand University, ЮАР) и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA). На первом этапе UAEREP пяти участникам в качестве приза предлагали грант в размере пяти миллионов долларов. Вышеописанный проект исследователей из Редингского университета был частью уже второго цикла программы. А третий, запущенный в 2018 году, снова предлагал один приз, и среди прочих в нем участвуют российские специалисты.

Источник: https://naked-science.ru/article/hi-tech/v-oblaka-nad-oae-zapustyat-drony-dlya-stimulyatsii-dozhdya-elektrichestvom