В Солнечной системе обнаружена новая система скоростных магистралей: откуда они взялись?

Космические супермагистрали, по сути, представляют собой скоростные каналы, которые позволяют небесным телам быстро перемещаться внутри Солнечной системы, причем долетать до самых ее границ. Маршрут, проходящий по такой высокоскоростной магистрали, дает возможность кометам и астероидам переместиться от Юпитера до Нептуна меньше, чем за десятилетие — в масштабах космоса это очень быстро. Также именно существование супермагистралей может объяснять неустойчивую природу комет и их гибель.

В статье, появившейся недавно в научном издании Science Advances, специалисты из Астрономической обсерватории Звездара (Сербия) описывают наблюдения за динамической структурой этих маршрутов.

Наиболее заметные магистрали расположены возле Юпитера и этот факт связывают с его сильной гравитацией, в 10 раз превышающей гравитацию Сатурна. Юпитер является самым крупным небесным телом в нашей системе, поэтому логично, что вокруг него обнаружили самую большую сеть таких структур.

Художественная концепция межпланетных магистралей. Изображение: NASA/JPL

Сами магистрали представляют собой целую сеть связанных между собой арок, расположенных внутри так называемых космических коллекторов. Коллекторы простираются от пояса астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера, до Урана и даже выходят за границы его орбиты.

У каждой планеты, а не только у Юпитера, есть своя система коллекторов, которые тоже соединяются между собой и в результате фактически образуют настоящую «автостраду» в космосе. Чтобы сделать такие выводы, ученые проанализировали данные наблюдений, а также прибегли к компьютерному моделированию.

Также ученые смогли выяснить, что эта недавно открытая «космическая автострада» существует всего лишь несколько десятилетий, а не сотни тысяч или миллионов лет, что отличает ее от других объектов в Солнечной системе.

Подсказки они получили благодаря наблюдениям за движением комет и астероидов. В частности, ученые следили за семейством комет Юпитера, орбитальный путь которых составляет менее 20 лет, и эти кометы не уходят дальше орбиты планетного гиганта. Кроме того, астрономы учитывали поведение так называемых кентавров — группы астероидов, представляющих собой ледяные глыбы скал между Юпитером и Нептуном.

Обнаруженные скоростные магистрали можно учитывать при расчетах навигации и проектировании будущих космических кораблей. Также дальнейшее изучение системы суперхайвеев будет очень полезно ученым для отслеживания и лучшего понимания объектов, сближающихся с Землей, особенно когда есть риск столкновения с ними. А еще в будущем по таким «трассам» получится относительно быстро перемещаться в дальние уголки Солнечной системы и астрономы планируют дальше изучать супермагистрали в этом контексте.

Источник: https://zoom.cnews.ru/rnd/article/item/v_solnechnoj_sisteme_obnaruzhena_novaya_sistema_skorostnyh_magistralej