Доказано: древний город мог разрушить космический взрыв — это соответствует библейским рассказам

Ученые считают, что в средний период бронзового века, приблизительно в 1650 г. до н.э., крупный древний город Телль-эль-Хаммам разрушил космический взрыв. По своей силе этот взрыв примерно в 1000 раз превышал мощность атомной бомбы, сброшенной над Хиросимой. Возможно, катастрофа такого масштаба не повторялась еще около 1700 лет, то есть до разрушения Помпеи.

Подобный космический взрыв происходит, когда метеорит попадает в атмосферу Земли. Он не ударяется непосредственно о Землю, а взрывается выше в ее атмосфере. Такие атмосферные взрывы производят тепловые и ударные волны, которые могут вызвать обширные разрушения на планете.

Самое известное подобное явление — Тунгусский метеорит, который взорвался в атмосфере Земли утром 30 июня 1908 года над рекой Подкаменная Тунгуска в России.

Расположение города Телль-эль-Хаммам. Внизу: вид с западной и юго-западной стороны на верхнюю возвышенность, показывающий местонахождение дворца и храма. Слева на заднем плане Мертвое море. Изображение здесь и далее: Ted E. Bunch, Malcolm A. LeCompte et al./ Scientific Reports, 2021

Телль-эль-Хаммам, расположенный в Великой рифтовой долине недалеко от Мертвого моря — настоящая находка для археологов и библеистов. Этот район богат свидетельствами существования поселений, датированных ранним периодом медного века и позднее. Уже высказывались предположения, что Телль-эль-Хаммам — это и есть разрушенный библейский Содом.

В слое среднего периода бронзового века археологи обнаружили еще один  культурный слой, датированный примерно 1650 г. до н.э. Он содержит артефакты с особыми повреждениями, явно вызванными высокотемпературным горением, добиться которого в то время было невозможно. В частности, в этом слое археологи обнаружили ударно-преобразованный кварц, впервые найденный в кратерах от ударов на полигонах ядерных испытаний в 20 веке; керамику, поверхность которой спеклась в стекло, расплавленные глиняные кирпичи и гипс, алмазоподобный углерод, сажу и оплавленные минералы, включая золото, платину, циркон, иридий, никель и серебро. Эти находки доказывают, что температура горения превышала 2000 C.

Множественные обожженные слои в Телль-эль-Хаммаме. Пунктирная белая линия ограничивает слой, свидетельствующий о высокотемпературном горении

В публикации, вышедшей в Scientific Reports, группа американских ученых подробно разбирает все найденные доказательства высокотемпературного горения в Телль-эль-Хаммаме и излагает свои выводы.

Ученые исследовали ряд сценариев, которые могли объяснить артефакты, обнаруженные на месте раскопок: разрушение города от военных действий, случайных природных пожаров, землетрясения, извержения вулкана.

Военные действия были исключены из этого списка, потому что, кроме разрушенных предметов и тепловых повреждений, не было обнаружено других доказательств наподобие наконечников стрел и прочего оружия. Геологические свидетельства землетрясений и извержений вулканов также отсутствовали. Кроме того, температура, необходимая для превращения глиняной посуды в стекло, недостижима при обычных городских пожарах.

Образцы оплавленной керамики, найденные на месте города Телль-эль-Хаммам

Все свидетельства указывают на сильное столкновение, которое могло произойти только в результате взрыва метеорита в воздухе. Основным доказательством этого вывода послужил  ударно-преобразованный кварц: его не было ни в одном другом слое и, как известно, он образуется только после интенсивного и внезапного давления на обычный кварц.

Кроме того, исследования показали необычно высокую концентрацию соли в почве. Соль могла попасть в землю из Мертвого моря из-за сильной ударной волны.

Хотя авторы исследования подчеркивают, что проведение аналогий между библейскими историями и историческими событиями не является целью их статьи, они все же затрагивают вопрос о том, мог ли Телль-эль-Хаммам быть Содомом. Это город, который, согласно Книге Бытия, был разрушен с «огнем и серой», сошедшими с неба в наказание жителям. В пользу этой версии говорит и высокая соленость почвы: так, в библейской истории жена одного из жителей Содома превращается в соляной столп, осмелившись оглянуться на разрушения.

Реконструкция разрушенного взрывом дворца (сверху) и современные раскопки (снизу) в Телль-эль-Хаммаме

Произошедший взрыв очень повлиял на развитие этой местности. Предположительно, он мог быть связан с пробелом в хронологической летописи бронзового века, когда население нижней части долины реки Иордан сильно сократилось — люди явно покидали города в огромных количествах. Спустя пару столетий после взрыва начался Коллапс бронзового века — внезапный и даже жестокий конец многих цивилизаций и культур в восточном Средиземноморье. Он продолжался до наступления железного века и его точные причины до сих пор обсуждаются учеными. Вполне вероятно, что новая гипотеза поможет пролить свет на подробности этих событий.

11.11.2021 г.